Справка о рыночной стоимости недвижимости — это документ который подтверждает оценочной стоимость объекта недвижимости.
Расчётная величина, определяемая квалифицированными специалистами, называемая оценочной стоимостью квартиры, может быть двух видов – кадастровой и инвентаризационной. Эти два понятия – абсолютно разные суммы, для вычисления которых учитывается множество факторов.
Справка о стоимости квартиры по одной из двух величин выдаётся в соответствующих государственных структурах после предоставления конкретного перечня бумаг. В некоторых случаях сотрудники госслужбы вправе отказать гражданину в принятии заявления об оформлении данных справок.
Когда применяется документ?
При осуществлении какой-либо операции с имуществом (отчуждении дома, перепланировки квартиры и т. д.), расчёте суммы налога и по многим другим причинам требуется подтверждение оценочной стоимости жилого помещения.
В зависимости от цели, на основании которого требуется справка с данной информацией, выделяют кадастровую и инвентаризационную стоимость объекта недвижимости.
Кадастровая оценка необходима в нижеуказанных случаях:
- при осуществлении выкупа объекта недвижимости государством или муниципальными органами у гражданина;
- для определения размера налога на землю или имущество.
В ходе осуществления кадастровой оценки имущества происходит определение оценочной стоимости жилья. Данная величина называется кадастровой стоимостью и указывается в кадастровом паспорте квартиры.
При её определении учитывается множество факторов (год постройки, использованные материалы, площадь, назначение земли, местоположение дома, уровень развития района, удельный показатель на 1 квадратный метр и т. д.), поэтому точно рассчитать данную сумму может исключительно специалист. Стоит отметить, что кадастровая стоимость близка по значению к рыночной оценке.
Справка об инвентаризационной стоимости квартиры может потребоваться в следующих случаях:
- для отчуждения помещения (передачи в дар, продаже, обмене);
- для приватизации жилья;
- при расчёте налога на имущество;
- и т. д.
Инвентаризационная стоимость в несколько раз ниже кадастровой и рыночной. Для её определения используются иные факторы – имеющиеся коммуникации, площадь помещения, год постройки, расположение и т. д.
Где и как получить справку об инвентаризационной стоимости жилья?
Cправка об инвентаризационной стоимости выдаётся при личном обращении хозяина жилого помещения или его законного представителя одним из приведённых ниже способов:
- через МФЦ;
- через отделение БТИ;
- с помощью веб-портала государственных услуг
Чтобы получить данную справку заявителю требуется подготовить пакет документации, указанный ниже, и предоставить его в отделение госслужбы:
- бланк с уплаченной пошлиной (сумма отличается в зависимости от региона и расценок определённой конторы, в среднем – 540 рублей);
- правоустанавливающие бумаги, на основании которых гражданин получил право владения квартирой (например, дарственная);
- паспорт заявителя;
- гарантийное письмо (для юридических лиц);
- доверенность на имя представителя (при необходимости);
- заявление по типовому образцу (бланк также выдаётся сотрудником государственной службы).
Если квартира не требует проведения инвентаризации (обычно данная процедура производится один раз в 5 лет), на подготовку справки уйдёт не более 10 рабочих суток с момента подачи запроса в госслужбу.
Как и где получить справку о кадастровой стоимости квартиры?
Подобная справка выдаётся только в том случае, если квартира уже стоит на учёте в кадастре недвижимости. В противном случае первым делом требуется поставить жильё на учёт.
Ниже перечислены варианты, где получается справка о стоимости квартиры по результатам кадастровой оценки:
- в отделении ЕГРП;
- в Кадастровой палате;
- на веб-ресурсе Росреестра
Для оформления данной справки владелец жилого помещения либо его представитель должны подготовить необходимый пакет бумаг, указанный ниже:
- заявление установленного образца (бланки выдаются сотрудниками госоргана);
- правоустанавливающие документы на жильё;
- паспорт;
- квитанция с оплаченной пошлиной за оказание услуги;
- техпаспорт на помещение (требуется при обращении в Кадастровую палату, должен содержать экспликацию и поэтажную планировку, выдаётся в БТИ).
Вместо технического паспорта возможно предоставить поэтажный план и экспликацию отдельными документами, данные бумаги выдаются в БТИ в течение 10 суток при подаче соответствующего заявления, правоустанавливающих документов, бланка с оплаченной пошлиной (размер отличается в зависимости от региона) и удостоверения личности.
Независимо от выбранного способа обращения для получения справки о стоимости квартиры гражданин должен предоставить полный пакет документации сотруднику госслужбы и получить от него расписку с указанием даты, когда будет готов документ.
На оформление уходит около 10 рабочих суток. Чтобы забрать справку в указанный день, гражданину нужно предъявить сотруднику своё удостоверение личности и расписку (доверенность, если необходимо).
Прочие способы определения кадастровой стоимости
Обычно информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости (квартиры, земли и т. д.) содержится в свободном доступе. Помимо оформления справки, содержащей данную информацию, существует ещё несколько способов определения данной величины:
- через онлайн-справочную на сайте ЕГРП (требуется знать кадастровый номер или адрес);
- с помощью публичной кадастровой карты (сведения должны содержаться в панели информации, возникающей при нажатии на определённый участок на карте);
- с помощью оформления запроса на сайте ЕГРП о выдаче кадастровой выписки по конкретному имуществу или кадастрового паспорта.
Основания для отказа в предоставлении справки
Причиной отказа в принятии бумаг или невыдачи справки может стать предоставление неполного пакета документов, их неправильное оформление (с помарками в бумагах или неверной информацией), неоплата госпошлины, обращение лица, не имеющего права на получение данного документа.
Видео по теме: