Где брать справку об износе дома?

Справка об износе здания по форме №5 выдается БТИ. Срока действия у нее нет, то есть выдается она бессрочно.

Но, если в здании произойдут какие-то изменения, и это будет зафиксировано в документах на него, то придется брать новую справку, с обновленной информацией. Например: вы взяли справку, где указана степень изношенности 60%, дом не аварийный.

Что такое износ здания?

Износ здания определяется в процентах и показывает, насколько здание уже обветшало. Так, аварийным будет признан дом, который изношен на 80% — в таком случае людей нужно расселять немедленно, пребывание там опасно для жизни.

Степень изношенности здания определяется путем проведения нескольких технических экспертиз, в ходе которых проверяет прочность стен, перекрытий, несущих конструкционных элементов, грунт на котором стоит здание, состояние коммуникаций.

Следует отметить, что аварийный дом не всегда предназначается под снос. Задача комиссии как раз в том, чтобы точно определить: подлежит он ремонту или нет. Конечно, если здание будет изношено больше, чем на 80%, то никакой капитальный ремонт ему уже не поможет.

Если комиссия устанавливает, что дом аварийный, но подлежит капитальному ремонту, то людей расселяют временно – на время строительных работ. В таком случае всем жильцам, как собственникам, так и социальным нанимателям, должно быть выделено жилье из маневренного фонда региона или выплачена компенсация на аренду жилья. Если же устанавливается, что дом не подлежит восстановлению, то должны выдать новые квартиры или компенсации в сумме равной стоимости жилья в регионе.

Увы, но на практике так происходит далеко не всегда и не везде. Люди проживают в аварийных домах и даже бараках не один год, ожидая своей очереди на квартиру или хотя бы комнату в общежитии.

Те, кто ждать не хотят и имеют возможность оплачивать ипотеку, покупают жилье сами. Как раз оформление ипотеки будет одним из случаев, когда понадобится справка об изношенности здания.

Когда понадобится справка об износе дома?

Такая справка будет запрошена в следующих случаях:

  • При оформлении ипотеки на вторичный рынок. Банк должен убедится в том, что подкредитная квартира ликвидна и если заемщик не справляется с кредитом, квартиру банк сможет продать и компенсировать свои убытки.
  • При оформлении кредита под залог квартиры. Ситуация аналогична той, которая указана выше.
  • При подаче документов на получение жилищной субсидии от государства. В таком случае нужно будет подтвердить, что дом, в котором есть квартира, аварийный и поэтому семья претендует на получение жилищной помощи от государства.
  • При продаже квартиры. Покупатели могут запросить этот документ, чтобы убедится в том, что покупаемая ими квартира не развалится в обозримом будущем.

Это типичные примеры того, когда может понадобиться справка об износе здания.

Справка об износе здания по форме №5 выдается БТИ. Срока действия у нее нет, то есть выдается она бессрочно. Но, если в здании произойдут какие-то изменения, и это будет зафиксировано в документах на него, то придется брать новую справку, с обновленной информацией.

Например: вы взяли справку, где указана степень изношенности 60%, дом не аварийный. А через полгода на несущей стене появилась трещина и она увеличивается почти каждый день. Выходит, что информация в справке уже неактуальна и нужно заказать новый документ.

Какую информацию содержит справка?

В документе отображается такая информация:

  1. Дата и место выдачи, кем была выдана.
  2. Фактический адрес объекта, относительно которого был выдан документ.
  3. В каком году здание было сдано в эксплуатацию.
  4. Какие материалы были использованы при строительстве, а также из чего сделаны несущие конструктивные элементы здания.
  5. Степень износа здания, выраженную в процентах.
  6. Тип помещения – жилое или нежилое.
  7. Техническое состояние объекта, наличие инженерных коммуникаций, планировка, высота потолков.
  8. Дата, когда здание было постановлено на кадастровый учет и информация о нем внесена в ЕГРН.
  9. Кому выдана справка и с какой целью.

На справке обязательно должна быть «мокрая» печать и подпись лица, которое выдало документ, а также подпись начальника БТИ.

Как оформить справку, и кто имеет на это право?

Получить справку об износе дома может только собственник жилья в нем или наниматель по договору социального найма. Третьим лицам такие документы не выдают.

Для получения справки нужно обратиться в территориальное отделение БТИ по месту нахождения дома с такими документами:

  1. Паспорт.
  2. Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы.
  3. Квитанция об оплате госпошлины.

Сколько нужно будет заплатить за изготовление документа скажут в БТИ.

Сроки изготовления около 10 дней.

Порядок получения справки

Для того, чтобы заказать справку из БТИ через «Госууслуги», необходимо зарегистрироваться на сайте организации, заполнить электронный вариант формуляра заявки, указать обратный адрес, на который будет выслан готовый документ. Оплату за эти справки также можно осуществить, не выходя из дома.

В соответствии с п. 29 Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между организациями госсектора осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В случае же, если по безвозмездно поступившему от организации госсектора имуществу нет сведений о его первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации, учреждению необходимо обратиться к передающей стороне за уточнением недостающих сведений о состоянии объекта нефинансовых активов (для этого необходимо направить в уполномоченный орган по учету имущества казны соответствующий запрос), если после направления запроса получить необходимую информацию для соблюдения требований п. 29 Инструкции N 157н не удастся, должностными лицами может быть принято решение о постановке полученного имущества на учет по текущей оценочной стоимости. Такой вывод следует из анализа положений п. 25 Инструкции N 157н. В этом случае у учреждения будут отсутствовать основания для одновременного (вместе с постановкой на баланс) отражения в учете суммы начисленной на объект амортизации.

Согласно абз. 12 п. 44 Инструкции N 157н при поступлении (приобретении, получении) объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется в порядке, предусмотренном абзацами 3-9 п. 44 Инструкции N 157н, с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта. То есть для определения срока полезного использования бывшего ранее в эксплуатации здания в целях принятия его к учету в составе основных средств и начисления амортизации необходимо выполнить следующие действия:

  1. определить срок его полезного использования в общем порядке, предусмотренном абзацами 3-9 п. 44 Инструкции N 157н;
  2. определить срок фактической эксплуатации объекта до поступления его в учреждение.

Общий порядок определения срока полезного использования основных средств, предусмотренный абзацами 3-9 п. 44 Инструкции N 157н, предполагает, что для основных средств, включенных в 10 амортизационную группу, срок полезного использования определяется исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 (далее — Единые нормы).

В 10 амортизационную группу (срок полезного использования свыше 30 лет), согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, входят все здания, кроме вошедших в другие группы (здания с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями). Объект, по которому возник вопрос, является зданием 19 века постройки. Соответственно, нет оснований предполагать, что срок его полезного использования может быть менее 30 лет.

В соответствии с Едиными нормами, по зданиям со сроком полезного использования свыше 30 лет могут быть установлены нормы амортизационных отчислений в диапазоне от 0,4 до 2,5 в зависимости от характеристик таких объектов. Так, для зданий двухэтажных всех назначений, кроме деревянных всех видов; зданий одноэтажных с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями, с площадью пола до 5000 кв. м установлена норма амортизационных отчислений 1,2 (83 года).

Что касается определения срока фактической эксплуатации объекта до поступления его в учреждение, то здесь следует отметить следующее. В Вашей ситуации возможно, что информация о фактическом сроке эксплуатации объекта предыдущими балансодержателями имущества отсутствует. В такой ситуации возможно для определения срока фактической эксплуатации объекта использовать справку БТИ. Поскольку в Вашей ситуации справка выдана в 2008 году, то для подтверждения фактической эксплуатации здания за 2008-2020 годы необходимы документально подтвержденные сведения либо новая справка БТИ.

Остановимся на предположении, что данных о фактической эксплуатации здания за период 2008-2020 годы нет, новая справка БТИ не получена, срок полезного использования для здания определен равным 83 годам. Поскольку БТИ выдало справку о 65-процентном износе здания, то оставшийся срок полезного использования для здания в такой ситуации может быть определен комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения равным 83 за минусом 0,65 х 83, приближенно равным 54 годам. То есть 29 лет. Однако такой порядок расчета срока полезного использования для основных средств, ранее бывших в эксплуатации, должен быть закреплен в учетной политике учреждения во избежание споров с контролирующими органами*(1) (согласно п. 6 Инструкции N 157н).

В техническом паспорте БТИ(Бюро технической инвентаризации) есть такая графа. Даже если это паспорт на квартиру в многоквартирном доме, в паспорте указывается степень износа в процентах для всего здания в целом. Другое дело, что эта оценка достаточно формальна, не всегда соответствует реальности и выставлена на дату составления данного паспорта. Для получения технически обоснованной оценки износа необходимо комплексное исследование здания разными специалистами(как минимум — обследование несущих конструкций, обследование ненесущих конструкций и обследование всех инженерных коммуникаций).

Как бесплатно самостоятельно получить справку БТИ

Все справки выдаются органами БТИ на платной основе. В зависимости от статуса подателя запроса размер тарифа может быть снижен, а узнать о льготных категориях можно непосредственно в учреждении БТИ. Если запрос в БТИ оформляет нотариус или кадастровый инженер, цена справки будет входить в стоимость договора.

Вот какие действия нужно выполнить для самостоятельного получения справки БТИ:

  • определитесь с видом справки – для конкретных ситуаций требуется различная информация их технической документации, нет смысла заказывать платную справку по всех характеристикам;
  • определитесь с учреждением БТИ, в которое будет подаваться запрос – сведения БТИ не внесены в единую федеральную базу, поэтому для получения справок по объектам из других регионов нужно отправить туда запрос в письменной форме по почте или обратиться через местный отдел БТИ (естественно, нужно учитывать срок на прохождение письменной корреспонденции при запросе справок из другого региона);
  • заполните форму запрос на получение справки – этот бланк будет предоставлен в учреждении БТИ по месту обращения;
  • уплатите стоимость изготовления справки согласно утвержденным тарифам;
  • справка будет выдана в срок, указанный при приеме запроса, либо направлена по почте.

Получить справку можно не только лично, но и через представителя. Для этого оформите доверенность через нотариальную контору и укажите в составе полномочий на возможность получения любых справок в БТИ.

Насколько законна справка БТИ в 2021 году

В большинстве случаев, справки БТИ в 2018-1019 годах будут иметь информационный характер и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии прав на недвижимость. Сведения из инвентарных дел имеют юридическую силу только при определении стоимости объекта для целей наследования, в иных случаях она носит вспомогательный характер.

Приведем примеры, когда получения справок из БТИ будет иметь важное значение для правоотношений:

  • если в судах рассматриваются споры о правах на недвижимость, зарегистрированной до 01.01.2000 года;
  • если предприятие проводит техническую инвентаризацию объектов для собственных целей;
  • если необходимо подготовить проектную документацию на изменение характеристик объекта, не проходившего кадастровый учет.

Обновлять старый технически паспорт на квартиру не нужно. Этот документ не имеет юридической силы. Если вам необходимо получить актуальные и достоверные сведения о характеристиках вашего объекта, нужно обратиться к кадастровому инженеру.

Стоимость

Сколько действительна справка, срок её годности? На это вопрос можно ответить таким образом. В зависимости от предназначения документа, срок действительности справок могут различаться: от 5 дней до одного года. Техпаспорт как документ БТИ не имеет ограничения сроков действия, он бессрочен.

Основанием получения справки заявителем является поданная заявка в БТИ. Кроме этого необходимо представить определенный пакет документов, утвержденный регламентом организации. К таким документам относятся: паспорт, правоустанавливающие документы собственника или нанимателя жилья, нотариально удостоверенная доверенность — для представителей.

  • совершение операций по отчуждению недвижимости;
  • или ;
  • совершение сделок, связанных с переуступкой прав собственника;
  • для процедуры перевода жилого помещения в нежилое;
  • для внесения корректив в первичную техническую документацию;
  • для представления в банк, организации ЖКХ и другие структуры.

Могут ли отказать в выдаче справки?

В БТИ откажут в выдаче документа, если:

  • Заявитель не имеет права на получение таких документов.
  • Заявитель не предоставил нужные документы или не оплатил госпошлину.

Если отказ неправомерный, то можно подать жалобу вышестоящему руководству. В крайнем случае придется обращаться в суд, но такие случаи редкость.


Видео по теме:

Ссылка на основную публикацию