Что такое оперативная справка?

Оперативная справка — это документ об  оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в получении фактической информации, имеющей значение для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления запроса (официального или неофициального) соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующим материальным носителем.

Наведение справок по своему содержанию имеет много общего с действиями следователя по истребованию необходимых сведений от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ), предоставления предметов и документов организациями, должностными лицами и гражданами в качестве соответствующих участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 86 УПК РФ) и осмотром документов, производимым им по возбужденным уголовным делам (ч. 1 ст. 176 УПК РФ).

Оперативно-розыскные мероприятия, не требующие санкции на их проведение

Особенность данной группы ОРМ заключается в том, что они не требуют соответствующих санкций и решений суда и могут проводиться непосредственно сотрудниками оперативных подразделений. К числу таких ОРМ относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.

Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым мот быть известны сведения, необходимые для решения конкретных задач ОРД (например, о преступлении, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.).

Данное ОРМ допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично либо поручить его проведение сотруднику другой службы, а также лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям. Если опрос поручается иному лицу, с ним проводится детальный инструктаж.

Объектами опроса являются следующие лица: потенциально склонные к преступлениям или связанные с криминальной средой; причастные к преступлению и лица, тесно связанные с ними; располагающие информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений или скрывается ими от правоохранительных органов (очевидцы, пострадавшие, граждане, располагающие информацией в силу своего профессионального положения или имеющие контакты с криминальной средой, и др.).

Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса заключается в получении информации, зафиксированной в памяти опрашиваемого лица, путем ее устного воспроизведения.

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого могут использоваться различные виды опроса: гласный, зашифрованный, негласный, опрос с использованием полиграфа.

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. При его проведении четко формулируется цель беседы и необходимость получения конкретной информации.

Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Такой вид опроса наиболее часто используется, когда имеется сомнение в искренности опрашиваемых лиц либо они подозреваются в причастности к противоправной деятельности, а также в связях с криминальной средой.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники могут прогнозировать развитие беседы, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность (ст. 15 Закона об ОРД).

Результативность любого вида опроса во многом зависит от подготовки к нему, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качествах, об отношении к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам. При его проведении (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД) может осуществляться организационно-техническое обеспечение путем как гласного, так и негласного использования технических средств, фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации с помощью видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением и переданы следователю. Если сведения получены конфиденциально, их использование осуществляется по требованиям секретного делопроизводства.

В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. В обязательном порядке необходимо отметить условия, при которых он стал очевидцем интересующего правоохранительные органы события. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеозаписи и др.

В соответствии с ведомственными нормативными актами опрос с согласия его участников может проводиться специалистами с использованием полиграфа.

Полиграф — это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует состояние опрашиваемого при воздействии на него словесных раздражителей (заранее подготовленных вопросов и т.п.), предъявлении видео- и фотодокументов. Применение полиграфа осуществляется с согласия опрашиваемого и, как правило, оформляется его письменным заявлением, а также рапортом или справкой должностного лица оперативного подразделения.

Опрашиваемый вправе отказаться от опроса с применением полиграфа. При этом отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступлений и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также привести к ущемлению его законных прав и свобод.

Во избежание получения необъективных результатов запрещается использование опроса на полиграфе в случаях:

  • физического и психического истощения опрашиваемого;
  • наличия у опрашиваемого лица заболевания (психического, сердечно-сосудистого, дыхательной системы);
  • регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов:
  • нахождение опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.

В других государствах проведение схожих видов опроса регламентируется оперативно-розыскным законодательством. Например, в п. «н» ч. 2 ст. 6 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено такое ОРМ, как проведение беседы с подозреваемым с применением детекторов симуляции.

Субъектами опроса выступают оперативные сотрудники, а также лица, действующие по их поручению (внештатные или конфиденциальные сотрудники).

Организационно-техническое обеспечение предполагает определение места, вида опроса, контингента опрашиваемых лиц, выбор специальных технических средств, позволяющих гласно или негласно фиксировать получаемую информацию, например диктофон. При проведении опроса с помощью полиграфа составляется специальное задание, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок — это способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения.

Объектами мероприятия являются регистрационные, бухгалтерские, кадровые документы, а также АИПС и АБД различных подразделений органов внутренних дел и информационных систем других ведомств (службы судебных приставов, страховых компаний, медицинских учреждений, налоговых служб, компаний сотовой связи, АТС и др.).

Целью наведения справок является сбор сведений о проверяемом лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности (биография, род занятий, имущественное положение, места проживания, наличие судимости и др.).

Содержательная часть мероприятия предусматривает изучение различных видов документов и направление запросов в государственные и негосударственные органы.

В зависимости от целей и условий получения информации могут быть изучены документы, касающиеся проживания, временного пребывания (гостиницы, санатории, больницы и др.), документы, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а также архивные источники. Если оперативным сотрудником в процессе наведения справок получена необходимая информация, то результаты мероприятия оформляются справкой, рапортом.

Запросы могут направляться в следующие инстанции: а) информационно-справочные отделы, располагающие учетами, картотеками, информационными банками данных; б) оперативно-розыскные органы в процессе взаимодействия и обмена оперативно-значимой информацией; в) иные учреждения, организации, предприятия (психиатрическая больница, место работы подозреваемого, жилищно-коммунальные службы, наркологический диспансер, телефонные станции, налоговые органы).

В соответствии с законодательством установлены специальные режимы сбора сведений, содержащих государственную, коммерческую, журналистскую, адвокатскую, банковскую, врачебную, нотариальную и другие виды тайн.

Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Субъектом мероприятия выступают сотрудники оперативных подразделений, другие должностные лица по их поручению либо граждане, осуществляющие содействие на гласной и негласной основе.

В соответствии с п. 4 ст. 13, п. «м» ч. 1 ст. 13 Закона об органах ФСБ сотрудники данных органов имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимую информацию для выполнения задач, входящих в компетенцию органов ФСБ.

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются справкой, рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов или копий документов и могут направляться следователю для приобщения к уголовному делу.

Сбор образцов для сравнительного исследования обнаружение и изъятие различных материальных объектов для их последующего распознания и идентификации с имеющимися в оперативном подразделении аналогами.

К собираемым образцам (пробам) относятся различные объекты: отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, почерк, следы транспортных средств, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, наркотики и др.

Все образцы, подлежащие сбору, подразделяются на два вида: 1) предметы и вещества, используемые для идентификации (отпечатки пальцев рук, голос и т.п.); 2) образцы, подлежащие самостоятельному исследованию (оружие, компьютерные программы, взрывчатые вещества, яды и др.).

Необходимые образцы могут изыматься путем проведения дактилоскопирования, соскоба части вещества, отделения части предмета, приобретения предмета, снятия копий и др. При этом объекты упаковываются и опечатываются печатью предприятия, учреждения либо к ним прикрепляется ярлык (бирка), заверенный подписью участников мероприятия.

Полиция имеет право истребовать но письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз (п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Целью мероприятия является сбор юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов. Наиболее часто это мероприятие обеспечивает проведение такого ОРМ, как исследование предметов и документов.

Оперативный сотрудник выбирает учреждение, предприятие, куда необходимо доставить полученные образцы для их исследования (экспертно-криминалистические учреждения, исследовательские институты и лаборатории, заводы-изготовители). При выборе учреждения учитываются компетенция его специалистов и возможность разрешения поставленных вопросов.

Данное мероприятие имеет определенную специфику и в ряде случаев требует соответствующего организационно-технического обеспечения с привлечением специалистов (медиков, технологов и др.), а также использованием криминалистических, медицинских, технологических и других инструментов.

Результаты сбора образцов в зависимости от специфики их получения могут оформляться актом, дактилоскопической картой, рапортом, справкой или иными официальными документами. Упакованные объекты прилагаются к данным документам.

Исследование предметов и документов — это проводимое с привлечением специалистов не процессуальное криминалистическое исследование объектов, сохранивших следы преступной деятельности или явившихся орудием совершения преступления.

На практике исследованию предметов и документов, как правило, предшествует сбор образцов для сравнительного исследования.

Объектами данного мероприятия являются: а) предметы, позволяющие идентифицировать личность (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха и т.д.); б) предметы, имеющие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, физические носители компьютерной информации и др.).

Целями исследования являются определение принадлежности и идентификация следов противоправной деятельности; получение информации о назначении, технологии, месте изготовления, качественных характеристиках объекта; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач ОРД.

Исследование позволяет идентифицировать изучаемые объекты — носители информации, собранные оперативным работником, получить ответы на поставленные им вопросы и использовать полученную информацию для решения оперативно-розыскных задач. Оно может быть осуществлено специалистами в области криминалистики либо в других сферах научной деятельности (химиками, товароведами, биологами, технологами и т.п.). При исследовании предметов, веществ, документов может быть получена информация об их назначении, о времени, месте изготовления, качественных характеристиках, содержании документов, принадлежности биологических объектов (крови, волос и т.п.) и иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов.

Инициатором проведения исследования является оперативный сотрудник. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД.

Поскольку исследование является специфическим мероприятием и требует соответствующих специальных знаний в различных областях науки, техники и ремесла, оно проводится специалистами или группами специалистов. В отдельных случаях при наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных подразделений (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализатора).

Исследования проводятся в экспертно-криминалистических службах правоохранительных органов (экспертно-криминалистические управления УВД, экспертно-криминалистические центры МВД России, лаборатории судебных экспертиз Минюста России), а также в научно-исследовательских учреждениях (НИИ, лаборатории) других министерств и ведомств.

Специализированными экспертными учреждениями ОВД могут проводиться криминалистические (отпечатки пальцев, почерк), товароведческие (качество, сортность товара), бухгалтерские, химические и другие виды исследований.

Исследование предметов и документов требует соответствующего организационно-технического обеспечения и включает в себя подготовку письменного поручения, приложение образцов, требующих исследования, и постановку эксперту квалифицированных вопросов. Проводимые исследования основаны на использовании адаптированных методик с применением криминалистических приборов, аппаратуры.

Результаты исследования, проведенного в системе МВД России, оформляются справкой, которая составляется лицом, проводившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Отождествление личности заключается в установлении и идентификации личности проверяемого по различным признакам (отпечаткам пальцев, внешности, запаховым следам и следам, оставленным на месте происшествия, и др.).

Объектами отождествления выступают прежде всего подозреваемые, разыскиваемые лица, неопознанные трупы, а также лица, представляющие оперативный интерес.

Отождествление может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, которые ранее встречались с разыскиваемым и запомнили его внешность, особые приметы. Опосредованное отождествление предполагает распознание по словесному и рисованному портрету, фотографии, фотороботу, отпечаткам пальцев, а также отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам или способу совершения преступления. Основным условием подобного отождествления является то, что его проведение, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого лица.

Данное мероприятие может проводиться: а) в естественных условиях (местах вероятного появления преступника); б) искусственно созданных условиях (например, вызов подозреваемого в правоохранительные органы).

Субъектами проведения отождествления личности выступают не только оперативные сотрудники, но и сотрудники информационных, экспертно-криминалистических служб, кинологи и другие должностные лица, привлекаемые к поиску подозреваемого лица по признакам внешности.

В процессе проведения мероприятия могут использоваться технические и иные средства, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде (информационные учеты, фото- и видеотеки, автоматизированные банки данных и др.).

Результаты отождествления оформляются рапортом оперативного сотрудника с приложением фотографий, видеозаписи сюжетов, предъявленных для опознания, а также справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах.

Отождествление личности с использованием служебно-розыскной собаки по запаховым следам осуществляется путем выбора лица по запаху его следа или вещи. Результаты такого отождествления оформляются актом применения служебной собаки, который составляет инспектор-кинолог. Этот акт имеет исключительно ориентирующее значение для целенаправленного осуществления поиска лица, совершившего преступление, или фактических данных, которые могут быть источниками доказательств.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Указанное мероприятие в теории и практике ОРД часто называется оперативным осмотром; данный термин используется как тождественный термину «обследование».

К объектам осмотра относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения различного назначения. Под участками местности понимаются земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.

Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). В целях обнаружения орудий преступления, наркотических средств, оружия и боеприпасов осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали.

Существуют различные формы обследования: гласная, зашифрованная и негласная.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий.

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает истинные цели осмотра либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (сотрудник может представляться представителем жилищно-коммунального хозяйства, членом благотворительной организации и т.д.). В ходе такого обследования используются возможности скрытно носимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Из всех обозначенных видов только негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Это обусловливает проведение данного вида обследования только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). В его проведении участвуют специализированные оперативные подразделения.

Для проведения всех видов обследования могут приглашаться специалисты, обладающие специальными познаниями и навыками отыскания и фиксации следов преступной деятельности (эксперты-криминалисты, специалисты-бухгалтеры, взрывотехники и др.).

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

  1. выявление и осмотр предметов и документов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;
  2. выявление мест хранения имущества и ценностей, приобретенных преступным путем, а также орудий совершения преступлений;
  3. сохранение выявленных предметов, документов и информации о них до их изъятия гласным путем;
  4. пометка предметов и документов специальными химическими веществами;
  5. обеспечение проведения иных предусмотренных законодательством ОРМ.

Субъектами оперативного осмотра кроме оперативных сотрудников выступают сотрудники оперативно-технических подразделений. В необходимых случаях проведение осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение мероприятия зависит от вида объекта и формы проведения осмотра. Проведение зашифрованного и гласного осмотра требует тщательной разработки плана обследования, выбора тактических приемов, а также технических средств обнаружения и фиксации искомых предметов.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного опроса оформляются рапортом, справкой или актом, которые могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая приобщается к делам оперативно-розыскного производства.

Следует учитывать, что в Законе об ОРД нет подробного изложения вопросов, касающихся проведения оперативного осмотра. Его положения носят преимущественно декларативный и общий предписывающий характер. Подобные вопросы конкретизируются в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативного осмотра.

Опрос

«Опрос» как оперативно-розыскное мероприятие подразумевает под собой непосредственный контакт оперативного сотрудника с каким-либо лицом с целью получения сведений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений. Возможном месте нахождения доказательств достаточных для возбуждения уголовного дела или источниках информации об их нахождении.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

При этом оперативный сотрудник в целях конспирации, согласно ФЗ «Об ОРД», может осуществлять данное ОРМ под видом другого лица, не раскрывая данных о своей личности и своих намерений.

В ходе ОРМ «Опрос» могут использоваться, как явно, так и скрыто технические средства фиксации его проведения, такие как аудио или видеозапись.

Для проведения ОРМ «Опрос» оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения.

Важно, что результаты проведенного ОРМ «Опрос» в том числе с фиксацией на технические средства связи не могут являться в дальнейшем доказательствами по уголовному делу,

так как при его проведении не соблюдаются права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (участие адвоката). Согласно Определению Конституционного суда от 4 февраля 1999 г. № 18-0, содержит следующие правовые позиции, обязательные при применении ФЗ «Об ОРД», результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона «Об ОРД», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

2. ОРМ «Наведение справок»

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает получение оперативным сотрудником сведений из государственных организация, для которых не требуется особый порядок их получения согласно нормам ФЗ «Об ОРД».

К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

Специальный порядок получения информации предусмотрен только в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: сведения, составляющие тайну следствия или суда, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачей, нотариусов, адвокатов, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.), сведения, связанные с коммерческой деятельностью (отнесенные к коммерческой тайне).

За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования»

Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.

После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.

Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.

Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.

Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.

Вместе с тем, результаты ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», полученные результаты, могут быть использовании при доказывании только при условии проведения соответствующей экспертизы, результаты предварительного исследования сами по себе доказательством являться не могут.

ОРМ «Проверочная закупка»

Цель проведения ОРМ «Проверочная закупка» сводится к созданию условий сотрудниками оперативных подразделений для приобретения у разрабатываемого лица предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту, это могут быть наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующие или ядовитые вещества, оружие, программное обеспечение и т.д.

Важно отметить, что ОРМ «проверочная закупка» может быть проведено только при наличии у оперативных подразделений, обоснованных данных что разрабатываемое лицо причастно к противоправной деятельности, совершает подобные преступления либо намеренно его совершить.

Другими словами при наличии у оперативных сотрудниках сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» проводится на основании постановления о его проведении утвержденного руководителем органа проводящего ОРМ или его заместителем. Данное условие является обязательным при проведении «Проверочной закупки». При отсутствии указанного постановления результаты ОРМ не могут быть использованы при доказывании.

Очень важным обстоятельством для проведения «Проверочной закупки» является именно обоснованное подозрение в отношении разрабатываемого лица, и проверяемой информации о его причастности к совершению подобных преступлений, в противном случае речь может идти о провокации преступления сотрудниками полиции и их агентами.

Провокация преступления – искусственное создание умысла на совершение преступления оперативными сотрудниками или связанными с ними лицами. Особенно актуально это по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Более подробно о провокации преступления вы можете прочитать здесь.

ОРМ «Проверочная закупка» как правило проводится в комплексе с другими ОРМ – «наблюдение», «опрос» и т.д.

В качестве закупщика запрещенных веществ могут выступать как сами сотрудники оперативных подразделений, так и лица, привлекаемые ими на добровольной основе (при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения закупки и зависимости от сотрудников полиции).

При этом истинные данные закупщика могут быть оставлены в тайне, часто это происходит именно для сокрытия фактов его заинтересованности или зависимости.

Более подробно об использовании ОРМ «Проверочная закупка» по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, законности его проведения, составе документов, вы можете прочитать здесь.

Вместе с тем, при проведении «Проверочной закупки» к участию в ней могут привлекаться так называемые «незаинтересованные граждане» которые в дальнейшем могут подтвердить порядок ее проведения, либо сам факт передачи запрещенных предметов или веществ.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

При этом сведения и предметы, полученные при проведении «Проверочной закупки» должны позволять сформировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ. То есть, полученные предметы должны быть надлежащим образом упакованы, а участвующие лица досмотрены с обязательным участием двух «незаинтересованных граждан».

Участие «незаинтересованных граждан» при осмотре, копировании, пометки денежных средств, осмотре транспортных средств, используемых при проведении закупки, также является обязательным.

Кроме того, результаты ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании только в случае передаче их следователю или суду в установленном законом порядке, на основании постановления руководителя (или его заместителя) органа проводящего оперативно-розыскное мероприятие.

Весь процесс проведения «Проверочной закупки» можно условно разделить на несколько частей.

Подготовительные мероприятия.

Получение оперативной информации о причастности лица к незаконным действиям с запрещенным предметами или веществами.

Проведение проверки указанной информации (проведение опросов, прослушивание телефонных переговоров и т.д., то есть способами, позволяющими убедится в самостоятельности умысла на совершение преступления).

Оформление рапорта о наличии подобной информации.

Подбор лица добровольно изъявляющего желание участвовать в качестве закупщика, получение у него добровольного согласия.

Вынесение и утверждение постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка».

Активная стадия проведения ОРМ.

Привлечение «незаинтересованных граждан».

Проведение личного досмотра закупщика.

Проведение осмотра и вручения денежных средств закупщику.

Проведение осмотра и вручение технических средств фиксации (если используются).

Проведение осмотра транспортного средства (если используется).

Следование к месту проведения закупки.

Передача запрещенных предметов или веществ закупщику, и денег разрабатываемому лицу.

Выдача приобретенных предметов или веществ сотрудникам полиции, их упаковка.

Выдача технических средств фиксации (если использовались).

Проведение повторного личного закупщика после проведения ОРМ.

Завершающая стадия проведения закупки.

Оформление документов по результатам проведения ОРМ – опрос закупщика, опросы «незаинтересованных граждан», акта проведения ОРМ.

Направление полученных предметов, веществ на предварительное исследование, по результатам которого регистрируется рапорт о наличии признаков преступления, являющийся основанием для возбуждение уголовного дела.

Рассекречивание результатов ОРМ «Проверочная закупка», утверждение постановления о предоставлении ее результатов следователю, фактическая передача документов и полученных предметов, веществ.

Разрабатываемое лицо может быть задержано сразу после передачи запрещенных предметов, веществ закупщику, либо проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении него может быть продолжено на усмотрения оперативных сотрудников в целях пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, и по результатам ее проведения не достигнуто новых результатов, таких как выявление каналов поставки наркотиков, изобличению других лиц причастных к незаконному обороту и т.д., то данная закупка считается незаконной.

ОРМ «Исследование предметов и документов»

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает исследование предметов или документов специалистом или экспертом, для установления обстоятельств имеющих значения для выявления признаков преступления.

Могут быть исследованы отпечатки пальцев рук, изъятые наркотические средства и психотропные вещества, оружие, а также другие предметы, имеющие значение.

Вместе с тем, результаты таких исследований сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, и могут ими стать только после проведения соответствующих экспертиз.

ОРМ «Наблюдение»

ОРМ «Наблюдение» проводится путем скрытого наблюдения за действиями разрабатываемого лица, его перемещением, в том числе на транспортном средстве, встречи с иными лицами и подробного документирования всех действий представляющих оперативный интерес.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

Наблюдение часто используется оперативными сотрудниками полиции при проведении ОРМ «Проверочная закупка» и «Оперативный эксперимент» для документирования совершения противоправных действий.

При проведении наблюдения сотрудниками полиции могут использоваться технические средства фиксации действий и результаты такой фиксации могут в дальнейшем являться доказательствами по уголовному делу.

Оперативным сотрудникам не требуется какое-либо санкционирование ОРМ «Наблюдение» со стороны руководства или судебного разрешения на его проведение.

По результатам проведения данного ОРМ оперативным сотрудником

составляется акт его проведения, где фиксируются представляющие интерес сведения о поведении наблюдаемого, к которым при необходимости прилагаются результаты его фиксации техническими средствами.

ОРМ «Отождествление личности»

Данное ОРМ подразумевает скрытое опознание лица в естественных условиях, — на улице, при посещении различных помещений, в самолете или при иных обстоятельствах.

Вместе с тем, оперативные сотрудники сами могут создавать условия для организации ситуации, при которой можно опознать какое-либо лицо (приглашение в определенное место с сокрытием истинной цели визита и т.д.).

Кроме того, «отождествление личности» может проводиться по фотографии, видеозаписи, портрету или другому изображению опознаваемого лица.

При этом, результаты негласно «отождествления личности» не могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, а служат только для установления лица, который в дальнейшем должен быть опознан согласно требованиям УПК РФ.

ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств подразумевает проведение обследования указанных объектов с целью документирования следов преступлений или иной информации необходимой для изобличения лиц, совершающих или совершивших преступления.

В ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции могут изымать вещества, предметы, документы, в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии не менее 2-х лиц не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с сотрудниками полиции, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных сотрудникам полиции.

В большинстве случаев, данное ОРМ проводится гласно, в ходе которого, осуществляется изъятие наркотических средств, психотропных веществ, оружия, либо других предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

При обследовании помещений не являющихся жилыми, а также зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств постановление для проведение данного оперативно-розыскного мероприятия не требуется (согласно ФЗ «Об ОРД»).

В случае проведения ОРМ «Обследования» жилого помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке требуется постановление суда о его проведении.

Либо, в случае проведения ОРМ «Обследование» жилого помещения по не терпящим отлагательства обстоятельствам, оно проводится на основании постановления руководителя  органа проводящего ОРМ (его заместителя) с обязательным уведомлением суда (судьи) о его проведении в течение 24 часов.

Вместе с тем, в течение 48 часов, сотрудники оперативного подразделения должны получить судебное решение о законности его проведения.

При других обстоятельствах, данное ОРМ подлежит признанию незаконным и его результаты не могут быть использованы при доказывании.

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты

или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. По результатам проведения ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» составляется протокол о его проведении.

ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров»

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает контроль и запись телефонных переговоров разрабатываемого лица, при наличии у оперативных сотрудников сведений о его причастности к совершению преступлений.

«Прослушивание телефонных переговоров» проводится техническими подразделениями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

ОРМ проводится исключительно на основании постановления суда о разрешении его проведения, действие которого ограничивается 6 месяцами, если в самом постановлении не указан меньший срок.

Решение о разрешении проведения ОРМ «ПТП» принимается судом на основании мотивированного постановления руководителя органа проводящего ОРМ или его заместителя.

При этом суд при разрешении данного вопроса вправе затребовать у оперативного подразделения дополнительные данные о причастности разрабатываемых лиц к совершению преступлений.

Проведение ОРМ «ПТП» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В ходе указанного оперативно-розыскного мероприятия, сотрудники полиции негласно получают доступ к телефонным переговорам, производят их запись, а в дальнейшем составляют протокол с содержанием телефонных переговоров, в части, которая интересна для доказывания.

К протоколу прилагаются носители информации, на которые произведена запись телефонных переговоров и их стенограмма в интересующей части.

Вместе с тем, в дальнейшем вместе с результатами ОРМ «ПТП» в установленном порядке следователю или суду предоставляются мотивированное постановление руководителя или заместителя органа проводящего ОРМ, а также постановление суда о его разрешении.

О прослушивании телефонных переговоров и всех его видах читайте здесь.

ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи»

Данное оперативно-розыскное мероприятие, подразумевает негласное (скрытое) получение информации, которая передается по сетям электрической связи, компьютерным и другим сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных полей.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

Указанное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения, либо на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в случаях не терпящих отлагательства с обязательным обращением в суд в течение 48 часов с начала его проведения, для признания законности проводимого ОРМ.

Обычно данное мероприятие проводится путем:

Внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

Перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

Внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол, в котором отражаются его результаты, с приложением носителем на которые она была записана.

ОРМ «Оперативное внедрение»

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает тайное получение оперативно значимой информации о лицах, совершающих преступления, совершивших или готовящихся к их совершению, путем внедрения в их среду оперативных сотрудников полиции или лиц с ними сотрудничающих на конфиденциальной основе.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность. Законодательством допускается вынужденное причинение вреда право охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ОРМ «Оперативное внедрение» проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия. Решение суда для его проведения не требуется.

Результаты внедрения оформляются соответствующим протоколом или рапортом оперативного сотрудника.

ОРМ «Контролируемая поставка»

Данное ОРМ подразумевает перемещение запрещенных в свободном обороте предметов, веществ – оружие различного рода, радиоактивные материалы, наркотические средств, психотропные вещества или яды, под контролем оперативных сотрудников с территории России, на ее территорию или по территории страны.

Целью этого мероприятия является получение информации о поставке, закупке, продаже, перемещении предметов, веществ продукции, свободная реализация которых либо запрещена, либо оборот которых ограничен, а также о лицах причастных к перемещению.

В рамках проведения ОРМ сам предмет поставки может быть полностью или частично заменен муляжом.

«Контролируемая поставка» осуществляется на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем или его заместителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты контролируемой поставки отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются акты, документы о применении технических средств и другие собранные доказательства.

ОРМ «Оперативный эксперимент»

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает негласное наблюдение и документирование поведения разрабатываемого лица в искусственно созданных условиях с целью выявления его противоправной деятельности и получения доказательств такой деятельности.

Что такое оперативная справка?
Фото из открытых источников

«Оперативный эксперимент» проводится на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа осуществляющего ОРД при наличии у оперативных служб информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

«Оперативный эксперимент» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

В процессе проведения мероприятия запрещается провоцировать разрабатываемых лиц на совершение преступления, особенно это актуально в делах о взятках и незаконном обороте наркотиков.

Результаты «Оперативного эксперимента» оформляются протоколом или актом его проведения, с приложением к нему оперативно-служебных документов, составленных при его проведении.

По уголовным делам, связанным с наркотиками ход его проведения схож с проведением «Проверочной закупки».

Образцы оперативных справок

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»

Справка по результатам оперативного контроля «Организация занятий и ведение документации»
ОРМ «Получение компьютерной информации»

Данное оперативно-разыскное мероприятие подразумевает проведение совокупности сложных в техническом плане действий, в ходе которых добывается из компьютеров (информационных систем) информация о пользователях, их личных данных, либо фактам, которые могут быть использованы оперативными службами для пресечения или раскрытия преступлений, установлении лиц их совершающих или совершивших, либо готовящихся к совершению преступления.

При этом проведения данного ОРМ подразумевает обязательное участие технического специалиста, который и будет проводить данные действия.

Источниками получения компьютерной информации могут служить средства сотовой связи, мобильные устройства; носители компьютерной информации, которые хранят данные, представляющие оперативный интерес; радиочастотные идентификаторы, GPS-трекеры, нательные датчики, стационарные и мобильные измерительные устройства с участием систем геопозиционирования, видеонаблюдения и определения местоположения; сайты криминальных структур; закрытые форумы, чаты криминальной направленности; сетевые сервисы, устанавливающие голосовую и видеосвязь между компьютерами через интернет, такие как ICQ, Skype, WhatsApp, Viber, Telegram.

Данное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Важно, что без судебного разрешения данное ОРМ может проводиться в отношении него только с его письменного разрешения.

 

Ссылка на основную публикацию